Функции филидов и жанры древнеирландской поэзии |
Страница 4 из 7 Иерархичность организации филидов предопределяла закрепление определенных видов поэтических произведений за каждым рангом. Филид низшей ступени, (fochloc, имел право сочинять поэмы, известные под общим названием dian: dian airseng, dian midseng, dian iarseng, dian airthrom, dian midthrom, dian iartrom. Филид шестой ступени, mac fuirmid, должен был уметь слагать поэмы senamain (от sen 'заклинание, знак'), setnad (последний термин встречается в ряде вариантов: setnad, setrad, setraid, setnaid) и snaithe senamna (6yкв.'нить сенамайн'). Пятой ступени, т. е. doss, соответствовали поэмы laid (о laid см. ниже). Филиды четвертой ступени, cano (от canid 'петь'), исполняли emain, поэмы со сходными по структуре четверостишиями (ср. emon 'близнец'). Третьему разряду филидов (cli) предписывались поэмы anair, второму, ansruth, - nath, которые имели несколько разновидностей: debrechta 'двустрочные', trebrechta 'трехстрочные' и т. д. Образцы этих поэм изданы К. Мейером. Поэмы класса anamain (*ana-mon-а или *аnа-mon-i от anaid 'дышать') были привилегией высшей ступени филидов - ollam букв, 'высочайший'. Согласно традиции anamain кроме подразделения на большие и малые (mor, bec) имеет четыре разновидности (re): nath, laid, emon, anair. В комментарии к АСС) anamain толкуется следующим образом: а. eter da nin inso .i. nin tosach in molta 7 nin ina deriud .i. "Ni disceoil" 7 "Nimda huain" 'A. между двух nin (название буквы N в огамическом алфавите. - В. К.), т. е. N в начале восхваления и N в конце его, т. е. Ni disceoil и Nimda huain'. Далее комментатор пишет: "No is gobul di .i. recne dechubaid .i. da son no a tri do thinscital о oen fid beos .i. diaid i ndiaid 7 son fid ecsamail ina ndiaid-sede, ut est hoc." 'Или это "разветвление", т. е. r. d., т. е. два слова или три начинаются с одинаковой буквы, т. е. одно за другим и после этого - слово с другой буквы...'. Приводимый комментатором пример anamain сходен с АСС только в отношении аллитерации (см. ниже) и жанра (агиографический панегирик). Разноречивые и довольно путаные толкования термина свидетельствуют не только о сумбурных представлениях комментатора, но и о перестройке классификации. Действительно, странно, что четыре типа поэм низшего разряда дают в совокупности единицу высшего разряда. Вполне правдоподобно выглядит предположение, что уже ко времени составления комментария к АСС, а также трактатов по поэтике старое содержание терминов "nath", "laid" и др. утратилось и они были включены в новую систему обозначений поэтических произведений, основанную прежде всего на метрических характеристиках поэтического текста (число слогов и проч.). На более древнем этапе поэтическое произведение было более "функционально", т. е. было тесно связано с тем или иным аспектом поэзии (пророчество, ритуальный гимн и т. п.). Так, "laid" (встречается "loid") именно как термин, вероятно, был связан с призыванием воинов на битву. В сагах герои перед битвой обмениваются песнями - laid (ср. laidid 'призывать к битве'). Г. Вагнер считает, что laid было приурочено к doss в позднее время, и интерпретирует ar leir laid как 'песнь, сочиненная поэтом на берегу моря' (вода рассматривалась как источник истины, поэтического знания и вдохновения). Nath как хва-лебная поэма могло возникнуть из погребальных песен, в которых превозносились деяния покойного (ср. marbnath). Это находит поддержку в содержании многих nath, основу которых составляет тема упрочения славы. Даже в специализированном виде nath (cetnath n-aisse 'молитва о долгой жизни') не обходится без идеи вечной и нетленной славы, хотя и в ином контексте, чем у Гомера:
Утверждение Г. Вагнера о поздней соотнесенности ступеней филидов и типов поэм справедливо лишь частично. По сути дела, семиступенчатая иерархия филидов отражает уровень подготовки поэта, которую тот получает в процессе образования. Школы сформировались задолго до составления трактатов. Известно, что в VII в. уже произошла специализация образования. В жизнеописании св. Колумба рассказывается о том, что потерпевший поражение в войне с верховным королем (ardri) Кенн Фаелад (ум. в 679 г.) ушел в монастырь в Туайм Рекон. При этом монастыре было три школы - латин-ская, поэтическая (filidecht) и правовая, которые и посещал Кенн Фаелад. Следовательно, допускать, что "регуляризация" организации филидов произошла поздно, нет достаточных оснований. Вполне возможно, что кодификация иерархии была осуществлена правоведами из школы Bretha Nemed, которая уделяла большое внимание установлению прав и обязанностей филидов. Существовали и варианты этой иерархии: Кормак называет только шесть ступеней, в Crith gablach перечисляются семь ступеней, но возглавляет список не ollam, а eces и т. д. Если оставить в стороне детали и варианты схемы, то принципиально важно то, что существовала (в доклассическое время) иерархическая организация филидов. Продвигаясь по ступенькам этой лестницы, филид должен был осваивать все более сложные поэтические произведения, вместе с тем возрастала и его роль в исполнении различных церемоний и ритуалов. Определенная иерархия в исполнении ритуальных гимнов отмечена и в индийской традиции: не все разряды брахманов могли использовать гимны Соме и т. п. Отношения между филидами и королями строились в соответствии с обычаем обмена дарами. Дар со стороны филида - поэма (duan), за которую король платил по установленной таксе, duas. Оба термина, как показал К. Уоткинс, связаны этимологически и восходят к и.-е. *dap- (др.-исл. tafn 'жертвенное животное', лат, daps 'пир, жертва богам' и др.), принадлежавшему к словарю института обмена дарами. Плата за поэму была строго таксирована. Сохранилась поэма, известная в кельтологической литературе как Preisverzeichnis:
|
« Креативная сила слова в древнеирландской мифопоэтической традиции |
---|